Русско византийский стиль

Русско-византийский стиль, или нео-русский стиль, является условным общим названием для нескольких разных исторических тенденций в русской архитектуре девятнадцатого и начала двадцатого веков, основанных на традициях древнерусской архитектуры и народного искусства, а также элементов связанных с ними византийской архитектуры. Разнообразие «национального романтизма».

Псевдо-русский стиль возник в рамках панъевропейского интереса к национальной архитектуре и представляет собой интерпретацию и стилизацию российского архитектурного наследия. Стиль последовательно сочетался с другими направлениями – от архитектурного романтизма первой половины XIX века до модерна.

терминология
Термины, обозначающие направление в русской архитектуре второй половины девятнадцатого и начала двадцатого веков, связанные с поиском оригинального национального стиля, все еще неточны, и отдельные явления, которые существовали в рамках этого направления, не дифференцируются.

Появившись в начале XIX века, название «русско-византийский стиль», которое часто сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие разные образцы национально-ориентированной архитектуры, как «архитектура тонов» (по К. А. Тон) которая не имеет ничего общего с византийскими прототипами и, например, сооружениями, имитирующими образцы кавказской и балканской архитектуры. Термин «русский стиль», появившийся во второй половине XIX века, объединил еще более разнообразные явления – от небольших дворовых загородных зданий 1830-х годов в стиле «Пейзан», идеализируя образ жизни крестьянства, массивного деревянного парка здания и выставочные павильоны 1870-х годов, а также крупные общественные здания 1880-х годов.

В начале двадцатого века совокупность явлений в архитектуре XIX века, связанная с поиском российской национальной идентичности, называлась «псевдорусским стилем» (термин В. Я. Курбатов) – в контрастирует с «неорусским стилем». Наряду с определением «псевдорусский», уже имеющим оценочный характер, название с еще более отрицательным оттенком – «ложный русский стиль» стало использоваться для обозначения тех же явлений.

Вопрос о генезисе «неорусского стиля» (другое имя – Новорусский) спорен. Е. И. Кириченко, А. В. Иконников и ряд других авторов считают нео-русский стиль «направлением», «опцией» или «национально-романтической ветвью» современности. По мнению Д. В. Сарабянова, нео-русский стиль существовал как вариант в современности, хотя он и пытался добиться независимости. М. В. Нащокина и Е. А. Борисова считают, что нео-русский стиль и современность не могут быть идентифицированы. Е. И. Кириченко отличает неорусский стиль, как направление современности и русский стиль, как одно из архитектурных направлений эклектики, на уровне различий между интерпретацией архитекторами образцов отечественной архитектуры и методами используемые ими формы:

Стилирование характерно для современности в отличие от эклектики, для которой характерна стилизация. Стилистика основана на визуально аутентичном (реалистичном) воссоздании наследия прошлого. … обеспечивает возможность использования любой формы архитектуры прошлого в любой комбинации. В стилизации отношение к образцу отличается. Художники интересуются общим, характером взаимосвязи элементов и форм, целого, а не деталей, в частности. Сохраняются общие характеристики и узнаваемость образца. Однако сами образцы при их восстановлении преобразуются в соответствии с новыми вкусами. Это делается без какого-либо стремления к исторической достоверности и точности воспроизведения источников.

Д. В. Сарабянов считает, что исследователи архитектуры справедливо разделяют русский и нео-русский стили: «Действительно, граница между ними – это линия, разделяющая эклектику и современность».

Особенности стиля
Русско-византийский стиль
Одной из первых тенденций, возникших в рамках псевдорусского стиля, был «русско-византийский стиль», возникший в 1830-х годах в архитектуре церквей. Первым примером зданий в этом стиле является Православная церковь Александра Невского в Потсдаме, спроектированная Василием Стасовым. Освящение храма произошло в сентябре 1829 года.

Развитию этого направления способствовала очень широкая государственная поддержка, поскольку российско-византийский стиль воплотил идею официального православия о преемственности между Византией и Россией. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных методов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплощенных в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-х годах. В Москве были установлены Храмы Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, а также соборы в Свеаборге, Елец (Вознесенском соборе), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.

Имитация древнерусской архитектуры
Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, типичны здания с произвольной интерпретацией мотивов древнерусской архитектуры. Михаил Российский, один из первых российских архитекторов, обратившихся к историческим слоям, сказал:

«Мы должны подражать не формам древних, а их примеру: иметь свою собственную архитектуру, национальную архитектуру».

В рамках этого направления многие здания были построены Алексеем Горностаевым и Николаем Никитиным (деревянная «Погодинская изба» на Девичском поле в Москве).

развитие

Годы 1825-1850
Первый существующий пример византийского возрождения в русской архитектуре и первый пример, когда-либо построенный, расположен в Потсдаме, Германия, мемориальной церкви Александра Невского, церкви с пятью куполами, разработанной неоклассиком Василием Стасовым (строителем неоклассического кафедрального собора Святого Троица Санкт-Петербурга, отец критика Владимира Стасова). В следующем году, в 1827 году, Стасов завершил строительство новой церкви с пятью куполами, большими, в Киеве, в Десятинную церковь.

Одним из первых течений, возникших в псевдорусском стиле, является тот, который появился в 1830-х годах под именем «русско-византийский стиль». Русско-византийская идея была перенесена Константином Теном с сильным одобрением царя Николая I. Стиль Тона воплотил идею преемственности между Византией и Россией, которая идеально вписывается в идеологию Николая I: Православие, Самодержавие и Национальность. Русско-византийская архитектура характеризовалась смешиванием композиционных методов и сводчатыми арками византийской архитектуры с древними русскими внешними орнаментами, которые были ярко реализованы в «образцовых проектах» Тона. В 1838 году Николас я указал на то, что книга моделей модельных проектов в качестве примера для всех архитекторов продолжает применяться между 1841 и 1844 годами 18.

Официальное применение византийской архитектуры было, по сути, очень ограниченным: оно касалось только строительства новых церквей и, в меньшей степени, королевских дворцов. Частное и общественное строительство осуществлялось независимо. Общественные здания Thon, такие как псевдо-ренессансная Николаевская оконечная станция в Санкт-Петербурге, лишены византийских черт. Более пристальный взгляд на церкви, построенные в царствование Николая, раскрывает создание многих неоклассических зданий первого порядка, таких как собор Елохово в Москве (1837-1845), работа Евграфа Тюрина. 19Византийское искусство не было официальным вообще в царствование Николая; сегодня этого мало, так как византийские церкви, объявленные «бесполезными» большевиками, были снесены в советское время.

Что касается «псевдорусского стиля», он был разработан под влиянием романтизма и славофилии и характерен для зданий, которые использовали интерпретации мотивов из древней архитектуры. Примеры из многочисленных конструкций принадлежат Алексею Горностаеву. Другим примером этой тенденции является «Исба Погодинская», архитектор Николай Никитин (1828).

1850-е годы
Еще одно направление нео-русского стиля – это реакция на официальное искусство Тона, под влиянием романтизма, славянофилов и подробные исследования народной архитектуры. Предшественником этой тенденции в дизайне церкви был Алексей Горностаев (в его более поздние годы, 1848-1862), отличающийся тем, что заново изобрел крышу палатки северной России, увенчанную романской и ренессансной сводчатой ​​структурой. Ранним примером в гражданской архитектуре является деревянная хижина Погодинского в Девичном поле, Москва, Николая Никитина (1856). 20

После 1861 года
Реформа эмансипации 1861 года и последующие реформы Александра II подтолкнули либеральную элиту к изучению корней национальной культуры. В начале 1870-х годов русские популистские идеи народников вызвали растущий интерес к художественным кругам для народной культуры, крестьянской архитектуры и русской архитектуры шестнадцатого и семнадцатого веков. Первым результатом этих исследований в архитектуре было рождение «народного» или псевдорусского стиля, примером которого были работы Ивана Ропета 1870-х годов («Терем» в Абрамцево под Москвой в 1873 году) и Виктор Хартманн (печатный станок) , Мамонтовин, Москва, 1872). Эти художники идеализировали крестьянскую жизнь и создали свое собственное видение народной архитектуры. Другим фактором был отказ от западной эклектики, которая доминировала в гражданском строительстве 1850-1860 годов, реакция против «декадентского Запада», продвигаемая влиятельным искусствоведом Владимиром Стасовым и распространяемая в деревянной архитектуре павильонов и из маленькой деревни дома, а затем к монументальным зданиям из камня.

Иван Забелин, теоретик движения, заявил, что «Русская Хорома, развитая естественно из крестьянских хижин, сохраняет дух прекрасного беспорядка … красота здания не в его пропорциях, а, наоборот, в разнице и независимость его частей «21. В результате ропетовщина, как враги Ропета, отметила свой стиль, сосредоточившись на ярком собрании, но не связывая кусочки народной архитектуры, в частности высокие потолки, ствол ствола и деревянный узор. предпочтительный материал, поскольку многие фантазии не могли быть физически построены в каменной кладке. Это было хорошо и плохо для ропетовщины: плохо, потому что деревянные здания, особенно из нетрадиционной формы, не были масштабируемыми и имели очень короткую жизнь, и очень немногие выжили и потому, что скорость строительства и неортодоксальный аспект были идеальной комбинацией для возведения выставочных павильонов, коронационных стендов и подобных недолговечных проектов. (Федор Щехтель) 22 и 1920 (Илья Голосов). 23

В начале 1880-х годов стиль Ивана Ропета заменил официальный псевдорусский стиль почти буквальным составлением мотивов русской архитектуры XVII века. И на короткое время ему почти удалось стать новым официальным искусством. Эти здания, которые были построены, как правило, из кирпича или белого камня, с применением современных строительных технологий, стали обильно украшаться традициями русской народной архитектуры. Колонны этой архитектуры выпуклые или пузатые, низкие потолки покрыты арочными сводами, узкие узкие окна, потолочные карпадо, фрески украшают стены цветочных орнаментов, керамические плитки и массивную кузницу использовались обильно, как снаружи, так и в интерьере. Именно в этом жанре они были построены: этажи коммерческих галерей нынешнего здания ГУМа (1890-1893) архитектора Александра Померанцева; здание Государственного Исторического музея (1875-1881), архитектора Владимира Шервуда), которое завершило всю Красную площадь в Москве; и Саввинское Подворье, усадьба архитектора Ивана Кузнецова (1907).

В начале 20-го века
В начале 20-го века развился «нео-русский стиль». Архитекторы искали вдохновения в простоте старых памятников, таких как Новгород или Псков и другие регионы севера России. Последующие достижения иногда также стилизовались в духе национального романтического стиля скандинавских стран.

На рубеже веков Русская Православная Церковь испытала новое направление – строительство необычно крупных соборов в пригородах рабочего класса больших городов. Некоторые, такие как Собор Вознесения Дорогомилово (1898-1910), на окраине Москвы, способный на 10 000 верных, были предприняты в тихой окраине сельской местности, что увеличилось у населения на момент его завершения. (Собор был разрушен властями овец в 1938 году). Христианские теоретики объясняли выбор этих отдаленных мест с желанием расширить доступ Церкви к рабочему классу и только к рабочему классу в то время, когда более богатые классы отходили от него. Для этих проектов был естественным выбором для архитектуры Бисантина. Это было четкое изложение национальных корней, против современных европейских ересей. Это было также намного дешевле, чем большие неоклассические соборы, как в начальных затратах, так и в последующем обслуживании. Самые крупные примеры такого типа были завершены после русской революции 1905 года.

В Санкт-Петербурге этот нео-русский стиль находит применение в религиозных зданиях архитекторов Владимира Покровского, Степана Кричинского, Андре Аплаксина и Германа Гримма. Но они также построили дома или аренду здания в этом стиле, такие как дом Купермане, по проекту архитектора Александра Личневского на улице Плуталовой.

Интересным примером нео-русского стиля (но с некоторыми модернистскими чертами) является церковь Святого Лица в Клязьме, построенная в честь 300-летнего правления династии Романовых архитектором Васили Мотылевым по рисункам Сергея Вашкова (1879-1914), ученик Виктора Васнецова в 1913-1916 гг.

Достижения главных архитекторов

Виктор Васнецов
Именно Виктор Васнецов (1848-1926), который был обязан первым архитектурным экспериментам, основанным на эмоциональной интерпретации фольклора и русских историй, которые являются оригинальностью неорусского стиля. В области Саввы Мамонтова в Абрамцево он построил каменную церковь. Но вместо того, чтобы копировать архитектурные детали Псковской и Новгородской церквей четырнадцатого века, он пытался захватить дух, атмосферу этих религиозных зданий. Он также внес свой вклад в архитектуру некоторых из его эпопеи, вдохновленных исторической техники живописи, недалеко от модерна. В Москве он построен в 1927 году на улице, которая теперь носит его имя (Васнецов Переулок), сказочный дом из почерневших бревен на белых стенах.

Наиболее известным архитектурным достижением Васнецова является Третьяковская галерея (1900-1905). Эмблематический фасад увенчан гербом Москвы, высеченным в белом камне. Васнецов создал живописную метафору русской древности, не имея конкретных кредитов. Возвращаясь к словам одного из его современников, он напоминает видный хедлайнер средневековой рукописи.

Сергей Малютин
Сергей Малютин, рассказчик и художник, также был директором фантастических работ в неорусском стиле. Его рисунки были использованы, чтобы построить небольшой Терем де Талачнико в поместье Великой Княгини Марии Теничевой. Тот же стиль найден в доме Перцова в Москве (1905-1907).

Франц Шехтель
Самое важное здание Франца Шехтеля (1859-1926), Ярославского вокзала в Москве (1902-1904), было возведено, когда неорусский стиль еще не был свободен от модерна. Идея архитектора заключалась в том, чтобы создать синтетический образ расширений севера России, так как путешественники увидели бы их, покидая эту станцию. Архитектура древней России была источником вдохновения, но Шехтель не ограничивался ее воспроизведением. Массивный портал впереди, кажется, приглашает поездку. Маджолицы богато окрашены, расположены под карнизами. Архитектор создает разновидность искусства, новаторскую в русских легендах и историях, а не истории. В сочетании с архитектурной концепцией модерна нео-русский стиль тщательно изучает архитектуру Древней Руси, чтобы определить основные принципы и привести к чисто художественному и эмоциональному восприятию.

Алексей Щусев
В отличие от своих предшественников, которые были художниками и довольно дилетантами в области архитектуры, Алексей Щусев был археологом и хранителем зданий в сочетании с искусством в архитектуре как профессионал. В период с 1904 по 1911 год он восстановил собором Василия Овруча (XII век) в Украине. Церковь Куликово, недалеко от Тулы (на месте битвы 1380 года, которая ознаменовала начало русского освобождения татаро-монгольского ига), является одной из его наиболее заметных работ неорусского. Симметрия нарушается неровностями, такими как башни, фланкирующие портал, которые имеют разные формы. Распределение окон кажется случайным. Церковь извлекает из своих неточностей и неровностей живое, несовершенное и скульптурное изображение.

Казанский вокзал в Москве, начатый в 1913 году, был завершен при советской власти в 1926 году. Прототипы разных эпох использовались для разных частей станции, имитировавших группу зданий из архитектуры древней Руси. Основная башня воспроизводит ступенчатую башню Казанского Кремля. Щушев предложил наделить интерьер здания картинами художников того времени, привлеченными в стиле модерн. Это желание не было поднято, и только Эжен Лансери позже нарисовал крышу ресторана.

Монастырь Святой Марты и Марии был построен между 1908 и 1912 годами. Щушев интерпретировал живописную архитектуру Пскова и Новгорода. Но если общий силуэт является традиционным, он выражает, однако, искренние эмоции, несмотря на определенные преувеличения из-за его асимметрий и его живописных форм.

Владимир Покровский
Владимир Покровский был архитектором Фёдоровских казарм, построенных в Пушкине около Царского Села. Казармы, которые должны были служить последним императорам, были задуманы как сцена, установленная в нео-русском стиле. Его общий моэдло был средневековой русской архитектурой. Комплекс был, по сути, масштабным воспроизведением Ростовского Кремля. Его здания соединены стенами с башнями. В 1911 году строительство собора было выполнено на основе планов Покровского. Его формы крепкие, а пирамидальная форма увенчана огромной лампочкой. Эти постройки накануне Октябрьской революции не были полностью закончены в то время и оставались частично незавершенными.

Штаб-квартира филиала Государственного банка Нижнего Новгорода (ранее город Горького) также принадлежит архитектору Покровскому. Он был построен между 1910 и 1913 годами. Шаги окружены двумя круглыми башнями. Отверстия не соответствуют украшению, которое должно вызывать русскую архитектуру семнадцатого века. Внутренние настенные росписи сделаны из картона Иваном Билибином.

Содержание

Архитектура Византии: 11 примеров чистого стиля

Архитектура Византии — термин, введённый современными историками, чтобы обозначить Восточную Римскую империю. К сожалению, многие из самых впечатляющих зданий и памятников были снесены или разрушены. Большинство конструкций, переживших падение Византийской империи, претерпело многочисленные изменения и модификации. Сохранились лишь некоторые чистые примеры, о которых мы расскажем в этой статье.

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

  • усложнение геометрии зданий;
  • более свободное использование классических элементов;
  • использование кирпича и штукатурки для декора строений;
  • бросающуюся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Периоды развития архитектуры Византии

Византийское архитектура и искусство обычно делятся на три исторических периода:

  • ранний с 330 г. до 730 г.,
  • средний ок. 843-1204 гг и
  • поздний от 1261 г. до 1453.г.

Надо учитывать, что художественная преемственность империи (так же как политическая и социальная) была нарушена

  • сначала иконоборческим спором 730-843 годов,
  • а затем, периодом латинской оккупации (завоевание крестоносцами) 1204-1261 годов.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки. Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Ранний период (330-730 г)

Создавая фрески, мозаики и панно, раннехристианское или византийское искусство опиралось на стили и мотивы римского искусства, перенося их на христианские сюжеты. Расцвет византийской архитектуры и искусства произошел во времена правления императора Юстиниана I в 527-565 годах.

В этот период он начал строительную кампанию в Константинополе, а затем в Равенне, Италия. Его наиболее заметным памятником был собор Святой Софии (537 г), название которого означает «Божественная Премудрость».

Ипподром Константинополя, Стамбул, Турция

Сегодня это площадь под названием Султанахмет Мейданы (Площадь Султана Ахмета) в турецком городе Стамбул, с несколькими сохранившимися фрагментами оригинальной структуры.

Хотя Ипподром обычно ассоциируется со днями славы Константинополя как имперской столицы, он, в реальности, предшествует этой эпохе. Изначально построен в провинциальном городе Римской империи — Византии, ставшим только в 324 году столицей.

Император Константин Великий решил перенести резиденцию правительства из Рима в город Византий, который он переименовал в Новый Рим. Это имя не прижилось, и вскоре город стал известен как Константинополь. Император значительно расширил границы города, и одним из его главных начинаний была реконструкция ипподрома.

Руины ипподрома, из гравюры Онофрио Панвинио в его работе «De Ludis Circensibus» (Венеция, 1600). Гравюра, датированная 1580 годом, может быть основана на рисунке конца 15 века. Вy nieznani, rycina z XVI/XVII w — internet, Public Domain,

Предполагается, что Константинский ипподром имел длину около 450 м (1476 футов) и ширину 130 м (427 футов). Его трибуны могли вместить около 100 000 зрителей. Он был местом проведения гонок на колесницах и связанных с ними мероприятий.

К сожалению, большая часть некогда богато украшенного ипподрома давно исчезла, но несколько статуй, обелисков и других элементов украшения, частично сохранились: Змеиная колонна, Обелиск-крепость, Обелиск Тутмоса III и статуи Порфириоса.

Квадрига с константинопольского ипподрома. By Tteske — Own work, CC BY 3.0,

Некогда украшавшую ипподром знаменитую квадригу, венеты вывезли в 1204 году в Венецию. Сейчас она выставлена в музее собора Сан-Марко, выполненного в византийском стиле. А её копия украшает лоджию базилики.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия

Король остготов Теодорих Великий, (475-526) в начале 6-го века построил арианскую церковь. Когда византийцы завоевали Италию во время готической войны 535-554 годов, Юстиниан I преобразовал ее в православный храм и посвятил его святому Мартину Турскому, одному из активных борцов с арианами.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия Di Pufui Pc Pifpef I — Opera propria, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15351464

Настоящее имя базилика получила в середине 9-го века, когда стала домом для мощей Святого Аполлинария. Великолепная ранняя византийская мозаика, украшающая храм, стала причиной включения базилики в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Эксперты обращают внимание: «…как экстерьер, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние между западным и восточным стилями, характерными для конца 5-го — начала 6-го века”.
Некоторые историки искусства утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве.

Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 4.0,

Базилика Сан-Витале, Равена, Италия

Один из наиболее важных сохранившихся примеров раннехристианского византийской архитектуры и искусства в Европе. Католическая церковь присвоила этому зданию почётное звание «базилики», хотя оно не имеет нужной архитектурной формы. Этот титул присваивают церковным зданиям исключительного исторического и церковного значения.

Базилика Сан Витале, Равенна, Италия

Как и Сант-Аполлинаре-Нуово, её построили остготы, но завершили уже византийцы. Несложный план правильного восьмиугольника ещё не представляет элементов центрально-купольной системы.

Она украшена впечатляющими мозаиками, которые считаются лучшим и наиболее сохранившимся образцом византийского мозаичного искусства за пределами Константинополя. Предположительно базилику построили на месте мученичества святого Виталиса.

Однако существует некоторая путаница в отношении того, является ли этот святой Виталисом Миланским или святым Витале, чье тело было обнаружено вместе с телом святого Агриколы в Болонье в 393 году. Освятили базилику в 547 году.

Здание это имеет огромное значение в византийском искусстве, как единственная крупная церковь периода императора Юстиниана I, которая практически без изменений сохранилась до наших дней. Кроме того, считается, что она отражает дизайн зала аудиенций Византийского императорского дворца, от которого вообще ничего не осталось.

Церковь св. Ирины или Айя-Ирина (Айя-Айрен, Агия-Ирэна), Стамбул, Турция

Одна из самых первых церквей, построенных в византийской столице. Её заказал основатель Константинополя, римский император Константин Великий (р. 324-337). Но, к сожалению, первоначальную церковь разрушили во время восстания Ника в 532 году. Император Юстиниан I восстановил ее в середине 6-го века, но два столетия спустя, она серьёзно пострадала во время землетрясения.

Церковь Святой Ирины в Стамбуле (Hagia Eirene) Gryffindor — собственная работа, Общественное достояние,

Некоторые реставрации того времени сохранились до наших дней. Таким образом её датируют 8-м веком. Собор Святой Ирины имеет типичную форму римской базилики, состоящей из нефа и двух проходов, которые разделены тремя парами опор.

Церковь св. Ирины в настоящее время является музеем, но здесь также проводятся различные музыкальные мероприятия. Одна из немногих церквей в Стамбуле, которая не была превращена в мечеть.

Собор Святой Софии (Айя София, Санта София, Божьей Премудрости)

Самый известный и самый впечатляющий пример ранней византийской архитектуры был построен в удивительно короткое время, между 532 и 537 годами на месте сгоревшей базилики начала 5-го века. Хорошо известны имена архитекторов здания — Трамлского Антемия и Исидора Милетского — два крупных математика своего времени.

Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и центральный неф совершенно оригинальным образом с огромным 32-метровым главным куполом. Его поддерживают сферические треугольники, называемые парусами и подпружные арки. Два колоссальных полу-купола, по одному с каждой стороны от продольной оси, на востоке — над алтарём и на западе — над главным входом, воплотили гениальное решение зодчих, благодаря которому было создано впечатление расширяющегося пространства.

Основной объем собора Св. Софии имеет три нефа: широкий средний и боковые — более узкие. Равносторонний крест, образуемый главным и дополнительным залами, стал обязательным для возведения христианских храмов. Стены над галереями и основание купола пронизаны окнами, которые при ярком солнечном свете затемняют опоры и создают впечатление парящего в воздухе купола.

По завершении церковь была самым крупным и внушительным религиозным зданием в христианском мире вплоть до османского завоевания византийской столицы. После падения Константинополя в 1453 году базилика была превращена в мечеть и использовалась для богослужений до 1931 года. Собор Святой Софии открыт для посещения как музей с 1935 года.

Собор Святой Софии в Стамбуле (константинополь)

Но у многих посетителей экстерьер собора Святой Софии в Стамбуле вызывает разочарование. Почему? Читайте на канале Архитектура.

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Вид на алтарную часть храмов монастыря преподобного Луки. Sogal — собственная работа, transferred from el.wikipedia; transferred to Commons by User:MARKELLOS using CommonsHelper., Attribution,

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

Монастырь Дафни, Греция

Один из шедевров византийской архитектуры монастырь Дафни также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста». Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего монастыря, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян.


Dimkoa — собственная работа, Общественное достояние,

А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого Аполлону, который был разрушен в конце 4 в.. Монастырский комплекс в настоящее время находится на реконструкции и закрыт для посетителей.

Крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом.

Крепость Ангелокастро, Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Вид на Ангелокастро, возникающий по дороге из деревни Крини. Можно видеть остатки зубчатых стен (на правой стороне) замка, церковь Архангела Михаила на Акрополе (левый верхний угол замка), круглую защитную башню перед главными воротами. By Dr.K. — Own work, CC BY-SA 3.0,

Когда его построили, пока точно неизвестно. Но называют 13 век. Вероятно, во времена правления Михаила I Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 г.. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Поздний период развития архитектуры Византии (1261-1453)

Церковь св. Екатерины, Греция

Церковь св. Екатерины в старом городе Салоники, является одной из самых прекрасно сохранившихся византийских церквей позднего периода. Точное время строительства и освящения неизвестно. Но приурочили к периоду правления династии Палеологов с 1261 года до распада Византийской империи в 1453 году.

Храм Святой Екатерины. Macedon-40 — собственная работа, CC BY-SA 4.0,

Большую часть времени она действовала, как мечеть. В 1988 году церковь была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть «Палеохристианских и византийских памятников в Салониках».

Византийские бани, Салоники, Греция

Еще один шедевр византийской архитектуры, который был добавлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО «Палеохристианские и византийские памятники в Салониках», построили в конце 13-го и начале 14-го века.

Бани перед реставрацией. Оригинальная архитектура соответствует типичным правилам римских бань. By Marijan — Own work, Public Domain,

Единственная сохранившаяся византийская баня в Греции использовалась как мужчинами, так и женщинами. Причём она действовала и в византийскую эпоху, и в более поздний османский период. Только османы разделили здание на две отдельные секции: одну для мужчин и одну для женщин. В течение византийского периода мужчины и женщины использовали ванну попеременно.

Нео-византийская архитектура

Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.

Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий, объединяющей элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.

Русско-византийский стиль в архитектуре

Он был широко разработан в России во времена правления Александра II (1818-1881) Григорием Гагариным и его последователями. Они проектировали

  • Владимирский собор в Киеве,
  • Никольский военно-морской собор в Кронштадте,
  • Александро-Невский собор в Софии,
  • церковь Святого Марка в Белграде и
  • Новоафонский монастырь в Новом Афоне близ Сухуми.
  • Крупнейшим нео-византийским проектом 20-го века был Храм Святого Саввы в Белграде.

Фасад Владимирского собора в Киеве. Petar Milošević — собственная работа, CC BY-SA 4.0,

Поствизантийская архитектура в православных странах

В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.

В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.
В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.

Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистернах для воды и иных целей.

Архитектурные стили: Русско-византийский стиль.

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ. Распад классицизма обусловливался как ходом социально-экономического развития России — становлением капитализма, так и реакционной политикой самодержавия. После расстрела в 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади участников декабрьского восстания царское правительство стало на путь жесточайших репрессий, подавления передовых идей и жесткой цензуры, распространив ее на все виды искусства.

В такой обстановке прогрессивная сущность классицизма и его демократическая направленность резко противоречили требованиям самодержавия в лице Николая I, провозгласившего реакционную теорию «официальной народности», воплощенную в триаде: «православие, самодержавие, народность».

В архитектурных кругах появилось сомнение в современности классицизма и соответствии его русским художественным традициям, обычаям и условиям жизни. Возникшее в это время идеологическое течение — так называемое славянофильство, объявившее Древнюю Русь истинной носительницей национальной самобытности и наследницей Византии, поддержало теорию «официальной народности» и насаждавшийся сверху, в противовес классицизму, русско-византийский стиль, идеологом которого стал архитектор К. А. Тон (1794-1881 гг.).

Зачатки этого направления в архитектуре появились еще в середине 1820-х годов в двух произведениях архитектора-классициста В. П. Стасова: в церкви Александра Невского в русской колонии в Потсдаме (близ Берлина) и в Десятинной церкви в Киеве. В ходе разработки проекта церкви в Потсдаме В. П. Стасов получил указание императора создать русский «национальный» храм, и, естественно, он обратился к средневековой архитектуре Москвы, которая олицетворяла собой национальную самобытность русского зодчества. В результате под Берлином появился пятиглавый храм (1826-1830 гг.) в ложно-византийском стиле. Важные предпосылки при проектировании Десятинной церкви в Киеве направили творческие поиски В. П. Стасова в то же русло, ибо император отклонил проекты других архитекторов, разработавших их в приемах классицизма. В Десятинной церкви (1828-1842 гг.) проявилась та же ложновизантийская трактовка призматического объема с пятью куполами на высоких барабанах.

Таким образом, стремление к национальной выразительности архитектурного облика храмов привело В. П. Стасова к созданию эклектичных потсдамской и киевской церквей.

Однако оба упомянутых произведения еще не были характерны ни для творчества В. П. Стасова, ни для всей русской архитектуры тех лет. Тем не менее именно этими произведениями В. П. Стасов как бы предвосхитил русско-византийское направление архитектуры, получившее затем распространение в середине XIX в. Стасовские проекты, одобренные самим императором, оказали большое влияние на архитектора К. А. Тона, разработавшего в 1830-х годах сюиту проектов православных храмов в русско-византийском стиле. Они близки двум указанным стасовским произведениям по композиционным решениям и деталям; это позволяет считать, что в появлении эклектического и реакционного русско-византийского течения в архитектуре середины XIX в. значительная роль принадлежала В. П. Стасову.

Архитектор К. А. Тон в своих проектах церквей, изданных в 1838 г., и постройках, из которых самым значительным был храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883 гг., не существует), шел по пути, проложенному В. П. Стасовым и им же оставленному. Этот храм явился завершением драматической истории с созданием храма-памятника славы русского народа и его героических войск, спасших Родину от наполеоновского нашествия в 1812 г.

Первоначально храм этот был заложен на Воробьевых (Ленинских) горах по проекту архитектора А. Л. Витберга (1787-1855 гг.), но достроен не был. Произведение же К. А. Тона, созданное близ Кремля на левом берегу Москвы-реки, служило средством прославления самодержавия и его незыблемости. Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов и форм средневекового культового русского зодчества в эклектическом сочетании их с элементами византийской архитектуры.

Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим центральным куполом на четырех внутренних опорах и колокольнями с малыми куполами на углах здания. Этот прием позволял удовлетворять требованию Синода об обязательности пятиглавия. К.А. Тон, обосновывая свои проекты, писал, что «стиль Византийский, сроднившийся с давних времен с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру». В 1841 г. был принят закон, который указывал, что «могут с пользой принимаемы быть в соображении чертежи, составленные на построение православных церквей профессором Тоном». В 1844 г. снова был издан альбом чертежей построенных К. А. Тоном церквей и проектов храмов в русско-византийском стиле, рекомендованных в качестве образцовых для повсеместного использования и подражания. Все это не только узаконило стилистическую направленность церковной архитектуры, но пропагандировало и насаждало русско-византийский стиль как «национально-патриотический». Было выстроено много церквей, архитектура которых представляла собой механическое сочетание аркатурных поясов и кокошников с византийскими капителями и прочими инородными деталями. Ряд церквей (в Киеве, Севастополе и др.) в псевдовизантийском стиле выстроил архитектор Д. И. Гримм (1823-1898 гг.).

Однако не все художественные круги одобряли насаждение русско-византийского стиля. Так, крупнейший знаток русского зодчества архитектор Л.В.Даль (1834-1878 гг.) писал, что «сходство наших церквей, построенных в византийском стиле, с настоящими византийскими храмами — более чем сомнительно… и что к стилю наших мнимовизантийских построек нельзя применять эпитета «русский».

Русско-византийский стиль особенно отчетливо воплотился в церковной архитектуре. В светском же зодчестве он проявился мало, хотя архитектор К. А. Тон и попытался его использовать в Большом Кремлевском дворце (1839- 1849 гг.). Он отличается очень высоким техническим уровнем строительства, а также качеством отделочных материалов и работ. В архитектуре его фасадов К. А. Тон воспроизвел черты русско-византийского стиля, использовав для этого некоторые формы соседнего Теремного дворца (XVII в.), в частности обрамления его окон, многократно повторив их в сильно увеличенных размерах. В огромном дворце торжественные залы разных стилевых характеристик названы именами святых покровителей российских орденов: Георгиевский, Владимирский, Андреевский, Александровский и др. Это должно было символизировать незыблемость императорской власти, в то время как грандиозный дворец олицетворял величие Российской империи.

В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков
История Русской архитектуры
Ленинград, Стройиздат, 1984.-512с.:ил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *